Во все времена, при обучении, дети активно реагировали на образы, созданные воображением, будь то рассказы, театр или кино. В настоящее время существуют уникальные возможности для реализации этой волшебной силы воображения с помощью иммерсивных технологий.
На фото: Погружение в виртуальный мир с помощью иммерсивных технологий может быть частичным, или смешанным
Что это такое
Иммерсивные технологии – это современные технические средства для воссоздания альтернативной реальности. Они воздействуют на чувства человека также, как реальный мир. Название произошло от англ. слова immerse — «погружаться». Погружение в виртуальный мир с помощью иммерсивных технологий может быть частичным, или смешанным – что тоже является интригующим опытом.
Виды иммерсивных технологий:
-
VR (Virtual Reality) – виртуальная реальность. Создает полностью искусственную среду при помощи шлемов или VR - очков, сенсорных перчаток, комнат виртуальной реальности.
-
AR (Augmented Reality) – дополненная реальность отличается от виртуальной частичным внедрением искусственно созданных элементов. Термин впервые был употреблен инженером корпорации Боинг Томом Коделом, который рассказывал о сборщиках самолетов, пользовавшихся специальными шлемами с дисплеями, чтобы видеть чертежи.
-
MR (Mixed Reality) – смешанная, или гибридная реальность. Предполагает взаимодействие цифрового и физического мира. При этом объекты обоих миров существуют и взаимодействуют друг с другом в режиме реального времени.
Все виды иммерсивных технологий способны улучшить освоение учебного материала, одновременно обучая пользоваться современными технологиями. Не существует учебных дисциплин, в которые они не смогли бы вписаться. Уже сегодня они используются для проведения экскурсий и изучения истории, астрономии, химии, физики, иностранных языков.
В настоящее время, самым популярным способом применения иммерсивных технологий является использование VR - очков. Однако, такой способ имеет существенные недостатки. Прежде всего это невозможность их применения учащимися, которые носят обыкновенные очки.
Вовлеченность учащихся
Если книги, речь учителя, аудио материалы и видео задействуют всего несколько чувств, то использование специального оборудования охватывает сразу все каналы восприятия и дают возможность напрямую принять участие в изучаемой исторической эпохе, увидеть Марс своими глазами, проводить эксперименты по биологии или физике в лабораториях виртуальной реальности.
Такие методы обогащают привычный учебный процесс и хорошо подходят для работы с мотивацией – чтобы разбудить интерес к аспектам материала, теме или целой учебной дисциплине.
Кроме того, охват темы в режиме 3D улучшает учебную эффективность. Ученики испытывают более яркие эмоции и получают разнообразный чувственный опыт, что стимулирует работу памяти и способствует более глубокому проникновению в тему.
Улучшение образовательных результатов
Новый яркий опыт оказывает системное влияние на познавательный процесс. Уже сегодня можно уверенно сказать, что включение элементов виртуальной, дополненной и смешанной реальности в учебные мероприятия, вызывает следующие результаты:
-
Повышение мотивации. Новый опыт, прожитый в виртуальной среде, вызывает больше интереса, чем традиционная подача.
-
Практика. Новые знания можно буквально «потрогать». Ученик мгновенно пробует себя в роли ученого, путешественника, исторического деятеля.
-
Улучшение запоминаемости. Уже не секрет, какое значение для памяти имеют эмоции. Чем ярче они, тем более высокий статус важности мозг приписывает полученной информации.
-
Развитие абстрактного, логического, критического, проблемного мышления, находчивости. С помощью AR или VR можно моделировать достаточно сложные учебные ситуации, требующие сложных решений.
-
Развитие индивидуальных навыков. С помощью иммерсивных технологий можно моделировать уроки, мастер-классы или задачи, которые учитывают нужды конкретного ученика.
Примеры применения иммерсивных технологий в различных предметах
Многообразие уже существующих учебных решений с использованием виртуальной или дополненной реальности поражает воображение. Сегодня с их помощью уже изучают:
-
Географию. Один из предметов, которому раньше очень не хватало наглядности. Сегодня ученики могут посетить столицы государств, повторить маршрут Магеллана или заглянуть в вулкан.
-
Анатомию. Ученики предпринимают настоящее путешествие по системам и органам человеческого тела.
-
Историю. Это экскурсии по музеям, знаковым сооружениям мира, или виртуальные уроки на любую тему: от падения Римской Империи до высадки человека на Луну. Есть программы, где можно попробовать себя в роли исторической личности.
-
Химию, физику. Искусственно смоделированная лаборатория поможет практически вживую пронаблюдать множество реакций. А специальные игры связывают сложные абстрактные знания и повседневную реальность, раскрывают влияние физики и химии на человека и его повседневную жизнь.
-
Астрономию. Специальные VR-очки предоставят возможность приблизиться к звездам, взаимодействуя с ними. Это позволит взглянуть на мир галактик и планет с более полным охватом, увидеть различные астрономические явления здесь и сейчас. Используя купольный зал школьного планетария можно сделать виртуальное погружение в мир галактик и без использования очков.
На фото: Школьный планетарий в Благовещенске
И это далеко не полный список. Купольные мультимедиа-центры не ограничивают темы, можно подавать по-новому уроки по иностранным языкам, литературе, экономике, истории искусств. Они позволяют виртуально погрузиться в изучаемую дисциплину и без использования специальных очков. Такая мультимедиатехнология улучшает запоминаемость материала, пробуждает интерес к предмету. Она является хорошим дополнением к традиционному процессу получения новых знаний.
Будущее иммерсивных технологий
Несомненно, иммерсивные технологии ждет яркое будущее. Некоторые эксперты даже предполагают полную перестройку понятия учебный процесс. Другие видят более скромный эффект, но тоже значительный: мероприятия с использованием VR и AR станут общепринятой практикой, внесут разнообразие и займут свою устойчивую нишу. Проекторы и экраны постепенно становятся обязательным элементом оснастки современного учебного класса.
В настоящее время, самым популярным способом применения иммерсивных технологий является использование VR - очков. Однако, такой способ имеет существенные недостатки. Прежде всего это невозможность их применения учащимися, которые носят обыкновенные очки.
Компания «Аудио визуальные системы» разработала и широко применяет высокоэффективную технологию «VR без очков» в проекционных системах DomeSky VR360 с экранами купольного типа сферической геометрии. Такие экраны устанавливаются в планетариях (сферических кинотеатрах) для создания эффекта присутствия в ночное время под звездным небом. Уже более 30 универсальных купольных залов планетариев и сферических кинотеатров эффективно работают в России и Казахстане, принося большую пользу в изучении различных направлений по астрономии, физике, географии, истории и других предметов.
Помимо всего вышеперечисленного, использование иммерсивных технологий дает понять ученикам, что школа – это не что-то далекое и условное, а передовое, современное и близкое к их обычной жизни, в которой достаточно большую роль играют гаджеты. Использование шлемов или VR очков перенаправляет естественный интерес ребенка к высоким технологиям в полезные навыки для будущего.